Статистика
ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ (ВАК)
Президент России
Официальный информационный портал Единого государственного экзамена
Министерство образования и науки Российской Федерации
РОСМОЛОДЕЖЬ
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Подписка
Кафедра специальной и прикладной психологии
Яшкова Аксана Николаевна
Заведующая кафедрой специальной и прикладной психологии
кандидат психологических наук, доцент
Телефон: (8342) 33-92-98

Кафедра специальной и прикладной психологии была создана 15 ноября 1998 года. К концу учебного года в штате кафедры было 7 преподавателей, из них 2 кандидата психологических наук – М. И. Каргин, Н. Н. Морозова, 2 преподавателя – Е. В. Самосадова, И. В. Галанова, 3 ассистента (в данный момент кандидаты наук, доценты) – В. В. Буянова, Д. В. Жуина, А. Н. Яшкова.

С каждым учебным годом намечалась тенденция к увеличению количества преподавателей на кафедре. Остепененность кафедры также росла. В 1998 г. она составила 28,6%, в 2000 г. – 58,8 %, в 2005 г. – 69 %, в 2011 г. – 73,3 %, в 2018 г. – 77,8 %. В 2009 г. 1 преподаватель кафедры получил ученую степень доктора философских наук (О. И. Ключко).

В настоящее время на кафедре работает 8 кандидатов психологических наук – Г. А. Винокурова, М. И. Каргин, В. В. Буянова, Д. В. Жуина, Н. Ф. Сухарева, А. Н. Яшкова, Е. В. Дементьева, Т. М. Быстрова.

За 20 лет своего существования можно отметить ряд преподавателей, которые работают на кафедре с момента ее создания. Это доц. М. И. Каргин, доц. Г. А. Винокурова, доц. Д. В. Жуина, доц. А. Н. Яшкова, доц. В. В. Буянова, ст. пр. Е. В. Самосадова, доц. Н. Н. Морозова. Можно отметить и других преподавателей, входивших в штат кафедры и внесших значимый вклад в ее развитие, но ушедших затем на другое место работы. Это – И. В. Галанова (1999-2005 гг.), Ж. В. Коробанова (2001-2005 гг.), Ю. О. Лисина (2003-2009 гг.), Е. А. Февралева (2000-2003 гг.), Н. А. Ковалева (2009-2014 гг.), Е. В. Евтеева (2007-2009 гг.), О. И. Ключко (1999-2012 гг.).

Выпускники факультета, начав научно-исследовательскую работу в качестве студентов, активно продолжают ее, поступая в магистратуру и аспирантуру, становясь преподавателями, а затем доцентами кафедры. Начинали эту традицию И. В. Галанова, Ж. В. Коробанова, Н. Ф. Сухарева, В. В. Буянова, Д. В. Жуина, А. Н. Яшкова. В последующие годы кафедра рекомендовала к поступлению в аспирантуру следующих выпускников факультета: в 2006 г. – Ю. Г. Швецову (МПГУ, специальность: 19.00.07 – педагогическая психология), М. А. Абрамову (МЛГУ, специальность: 19.00.07 – педагогическая психология); в 2007 г. – Е. В. Евтееву (МПГУ, специальность: 19.00.07 – педагогическая психология), Ю. Н. Крайнову (МПГУ, специальность 19.00.07 – педагогическая психология), Р. В. Куликову (МГУ им. Н. П. Огарева, специальность  19.00.07 – педагогическая психология); в 2008 г. – М. В. Алаеву (МГУ им. Н. П. Огарева, специальность 19.00.07 – педагогическая психология), в 2015 г. – М. Ю. Серегину (МГПИ им. М. Е. Евсевьева, специальность 19.00.07 – педагогическая психология).

Значительное количество выпускников факультета ежегодно поступает в магистратуру МГПИ, а также других вузов РФ. Так в 2014 г. в магистратуру Московского государственного психолого-педагогического университета по направлению «Педагогическая психология» поступила Картавых Н. А., в 2016 г. в магистратуру Нижегородского государственного университета по направлению «Консультативная психология» поступила М. О. Палькина и др.

С 1989 года преподавателями кафедры велась подготовка по специальности 031700 «Олигофренопедагогика» с дополнительной специальностью 020400 «Психология». В связи с переходом на ГОС ВПО    2-го поколения специальность 020400 «Психология» в 2000 году трансформировалась в специальность 031000  «Педагогика и психология». Данное обстоятельство повлекло за собой перестройку структуры и содержания профессионального образования специалистов, однако их квалификация (педагог-психолог) осталась прежней. В 2001 году изменился статус специальностей – специальность 031000 «Педагогика и психология» становится основной, а 031700 «Олигофренопедагогика» – дополнительной. Введение новых образовательных стандартов способствовало осуществлению подготовки специалистов по следующим специальностям: «050706.65 – Педагогика и психология» с дополнительной специальностью «050714 – Олигофренопедагогика», «03000.62 – Психология». В настоящее время (с 2015-2016 уч. г.) кафедра специальной и прикладной психологии осуществляет подготовку бакалавров по направлению 37.03.01 Психология.

Преподавателями разработана магистерская программа «Психолого-педагогическое проектирование в системе профессионального образования» по направлению подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)», которая реализуется с 2017-18 уч.г. (заочная форма).

Кафедрой реализуется ряд востребованных и практико-ориентированных дополнительных образовательных программ: «Аппаратные методы психодиагностики», «Развитие личностного и профессионального потенциала студентов», «Деятельность волонтеров-психологов для организации экстренной психологической помощи населению», «Психолого-педагогические аспекты деятельности вожатого детского оздоровительного лагеря», «Технологии работы по профилактике синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности», «Подготовка и представление результатов научного исследования», «Психолого-педагогическая помощь при эмоциональных проблемах личности», «Психологическая культура участников спортивной деятельности», «Педагог-организатор летнего отдыха детей и подростков», «Психология профессионального развития».

Разработаны программы повышения квалификации: «Современные психолого-педагогические образовательные технологии в деятельности педагогов учреждений дошкольного и общего образования», «Профилактика деструктивного поведения школьников», «Психологические аспекты деятельности классного руководителя», «Психолого-педагогические технологии профессиональной деятельности руководящих кадров образовательных организаций», «Психолого-педагогические технологии образовательной деятельности в условиях летнего отдыха», «Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями», «Деятельность педагога-психолога по обеспечению ФГОС ОО», «Технологии социально-психологического сопровождения процесса адаптации мигрантов», «Информационные и коммуникационные технологии в деятельности педагога-психолога», «Технологии практического психолога».

Кафедрой реализуется программа профессиональной переподготовки «Специальная и прикладная психология» (520 ч.) с учетом требований ФГОС ВО 37.03.01 Психология.

Для субъектов Приволжского федерального округа и других регионов России преподавателями кафедры подготовлено более тысячи специалистов/бакалавров с квалификацией «педагог-психолог, учитель-олигофренопедагог», «педагог-психолог», «психолог». Среди выпускников имеются руководители образовательных учреждений, сотрудники органов управления и министерств образования, а также педагоги, удостоенные звания «Отличник просвещения». Свыше 60 выпускников являются преподавателями разных вузов России (МГПИ, МГУ им. Н. П. Огарева, Московского ПГУ, Московского ГППУ, Московского ГОПУ, Нижегородского ГПУ, Шуйского ГПИ, Уральского ГПУ и др.), большинство из них имеют ученую степень кандидата психологических, педагогических, философских наук. Ряд выпускников имеют ученую степень доктора наук (О. И. Ключко).

Одним из приоритетных направлений научно-исследовательской работы кафедры с 1998 по 2017 гг. являлось «Психолого-педагогическое сопровождение образования». На кафедре функционировала психологическая лаборатория, в рамках которой разрабатывались ряд проектов – «Психологическое сопровождение профильного обучения», «Психологическое сопровождение компетентностного подхода в образовании», «Гендерный подход к изучению личности». Данные направления соответствовали педагогическому профилю вуза, а получаемые теоретические, прикладные и практические результаты широко внедрялись в учебный процесс, как в вузе, так и в образовательных организациях Республики Мордовия.

С 1998 года кафедра являлась организатором ряда научных мероприятий: 8 Всероссийских научно-практических конференций, 3 межрегиональных научно-практических конференций, 14 научных семинаров и др., по итогам проведения которых публикуются сборники трудов. С 2014 г. сборник по материалам ежегодной конференции «Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии» размещается в РИНЦ. С 2009 г. для студентов и школьников регулярно проводятся тематические Зимние психологические школы, с 2013 г. – Летние психологические школы.

У кафедры специальной и прикладной психологии имеется положительный опыт по реализации следующих проектов:

1. «Гендерный подход в социальном познании: проблемы методологии» при поддержке программы «Развитие научного потенциала высшей школы» Министерства образования и науки РФ (проект № 2.1.3/4438, 2009-2010 гг.). Руководитель – О. И. Ключко. Исполнители – Г. А. Винокурова, Н. Ф. Сухарева.

2. Программа профессиональной переподготовки педагогов-психологов по договору на оказание услуг от «27» октября 2014 г. № 49-14/3, заключенного между ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» и ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» в рамках реализации проекта «Разработка и апробация новых модулей и правил реализации основной образовательной программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки ‒ Психолого-педагогическое образование), совместно с кафедрой психологии. Руководитель – Г. А. Винокурова, Е. В. Царева. Исполнители – А. Н. Яшкова, В. В. Буянова, М. И. Каргин, Д. В. Жуина.

3. Сетевой проект с ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» по теме «Психолого-акмеологическое сопровождение профессионального самоопределения молодежи», 2017 г. Руководитель − Жуина Д. В.

4. Сетевой проект с ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» по теме «Формирование психологической культуры у участников образовательного процесса», 2017 г. Руководитель − М. В. Алаева. Исполнитель – Дементьева Е. В.

5. Сетевой проект с ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» по теме «Новые тенденции в развитии психодиагностики: системно-контекстная психодиагностика», 2018 г. Руководитель – М. И. Каргин.

6. «Психология и педагогика контекстного образования» (проект РФФИ № 18-113-00042, 2018 г.). Руководитель – член-корреспондент РАО А. А. Вербицкий. Исполнитель – М. И. Каргин.

7. «Гендерные трансформации в ментальности учащейся молодежи российских мегаполисов и провинций» (проект РФФИ № 18-013-01207, 2018 г.). Руководитель – О. И. Ключко. Исполнители – Н. Ф. Сухарева, Е. В. Самосадова.

В настоящее время кафедрой подготовлены следующие учебные издания, которые используются в образовательном процессе:

1. Изучение ученических групп : учебно-методическое пособие / авт.-сост. А. Н. Яшкова. – Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2006. – 64 с.

2. Конфликтология : учебное пособие / сост. Г. А. Винокурова ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2010. – 120 с.

3. Сухарева, Н. Ф. Перинатальная психология : учебное пособие / Н. Ф. Сухарева ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2011. – 127 с.

4. Возрастная психология : учебное пособие / А. Н. Яшкова, Н. Ф. Сухарева; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2011. – 101 с.

5. Мониторинг универсальных учебных действий в начальной школе: диагностический комплекс : методическое пособие / авт.-сост. А. Н. Яшкова, О. В. Антусева; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2013. – 140 с.

6. Жуина, Д. В. Акмеология профессиональной деятельности : учебник / Д. В. Жуина. – Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2013. – 233 с.

7. База данных «Психолого-акмеологическая модель карьерной направленности личности», зарегистрированная в Федеральной службе по интеллектуальной собственности. Автор: Жуина Д. В. (свидетельство о гос. регистрации БД № 2015620574 от 24 апреля 2015 г.

8. База данных «Психологическое сопровождение профильного обучения», зарегистрированная в Федеральной службе по интеллектуальной собственности. Авторы: Яшкова А. Н., Винокурова Г. А. (Федеральная служба по интеллектуальной собственности «Роспатент»: свидетельство о гос. регистрации БД № 2016621141 от 22.08.2016 г.)

9. База данных фонда оценочных средств ИГА обучающихся по направлению подготовки 37.03.01 Психология. Авторы: Алаева М. В., Буянова В. В., Винокурова Г. А., Жуина Д. В., Каргин М. И., Самосадова Е. В., Серегина М. Ю., Яшкова А. Н. (свидетельство о гос. регистрации базы данных № 2017620642 от 09 июня 2017 г.).

10. Каргин, М. И. Основы консультативной психологии : учебное пособие / М. И. Каргин ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2014. – 119 с.

11. Жуина, Д. В. Психолого-акмеологическая модель карьерной направленности личности : монография / Д. В. Жуина. – Саранск: МордГПИ, 2015. – 156 с.

12. Алаева, М. В. Выражение и понимание психического состояния как элементы психологической культуры личности : монография / М. В. Алаева, К. М. Романов, И. С. Осипова ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2015. – 102 с.

13. Алаева, М. В. Организационная психология : учебно-методическое пособие / М. В. Алаева ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2015. – 119 с.

14. Алаева, М. В. Специальная психология : учебно-методическое пособие / М. В. Алаева ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2015. – 118 с.

15. Хусаинова, Р. М. Психологическое сопровождение образовательного процесса : учебно-методическое пособие / Р. М. Хусаинова, И. М. Захарова, А. Н. Яшкова. – Казань: Бриг, 2015. –128 с.

16. Изучение мотивов и мотивации учебной деятельности : учебно-методическое пособие / сост. А. Н. Яшкова ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2016. – 94 с.

17. Семья как основа психологического и физического здоровья ребенка : учебно-методическое пособие / сост. В. В. Буянова, И. А. Вакаева, Н. Н. Николаев; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2016. – 153 с.

18. Система комплексного сопровождения замещающих семей : информационно-методический сборник / сост. А. Н. Яшкова, Н. Н. Николаев, И. А. Вакаева ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2016. – 109 с.

19. Психологическое сопровождение детей с СДВГ : учебно-методическое пособие / сост. Л. В. Шавшаева, А. Н. Яшкова, А. В. Костина. – СПб.: НИЦ АРТ, 2017. – 92 с.

20. Практическая психология в службе МЧС : учебное пособие / автор-сост. В. В. Буянова ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2018. – 86 с.

21. Гендерная психология и педагогика : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / И. В. Галанова, Е. В. Иоффе, О. И. Ключко, Ж. В. Коробанова, Е. В.Самосадова, Н. Ф. Сухарева, А. А. Чекалина, Л. В. Штылева, А. Н. Яшкова / под общ. ред. О. И. Ключко. − М.: Юрайт, 2018. − 404 с. Сер. 61 Бакалавр и магистр. Академический курс. – Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/711A80CA-3E33-4F12-B3B1-DB8587A778A6

22. Самостоятельная работа студентов по психологическим дисциплинам : методические рекомендации по направлению подготовки Психология / под ред. А. Н. Яшковой ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2018. – 75 с.

Преподаватели кафедры ежегодно проводят психологические тренинги в городских и районных школах Республики Мордовия на формирование психологической готовности выпускников к ЕГЭ. Разработчиками программы выступили доц. Н. Ф. Сухарева и ст. пр. Е. В. Самосадова. Сотрудники кафедры принимали активное участие в организации республиканского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог Мордовии».

В рамках практической деятельности кафедра тесно взаимодействует со многими образовательными организациями: МОУ «Гимназия № 23», МОУ «Лицей № 26», МОУ «СОШ № 22», МОУ «СОШ № 32» г.о. Саранск, педагогическими колледжами (Зубово-Полянским и Ичалковским) Республики Мордовия, а также с государственными учреждениями социального обслуживания – «Республиканский приют для детей и подростков «Надежда», «Ялгинский детский дом», государственным учреждением, оказывающим социально-психологическую помощь населению «Молодежный телефон доверия», муниципальным учреждением «Городская Психолого-медико-педагогическая консультация» и др. Постоянно расширяется количество договоров для организации различных видов учебной и производственной практик. Так, заключены соглашения и договора с Республиканской детской клинической больницей, детской поликлиникой № 2, Главным управлением МЧС России по РМ, с УФСИН (СИЗО-1 и СИЗО-2) и др.

Достижениями кафедры являются победы студентов всероссийского уровня. Среди них:

1. Заводова К. В. – победитель индивидуального первенства в IX Всероссийской студенческой олимпиаде по педагогике и психологии «Интерактивные технологии в психолого-педагогическом образовании» (г. Екатеринбург, 16-19 апреля 2013 г.).

2. Валуев О. С. – победитель индивидуального первенства в X юбилейной Всероссийской студенческой олимпиаде по педагогике и психологии «Психологическая культура в пространстве образования» (г. Екатеринбург, 14-17 апреля 2014 г.).

3. Валуев О. С., Хохлова А. В. – победа в командном первенстве в X юбилейной Всероссийской студенческой олимпиаде по педагогике и психологии «Психологическая культура в пространстве образования» (г. Екатеринбург, 14-17 апреля 2014 г.).

4. Корнишина Р. В. – диплом победителя практического тура в номинации «За аналитичность мышления» в рамках XII Всероссийской студенческой олимпиады по психолого-педагогическому образованию «Потенциал кинематографии как пространства психолого-педагогического сопровождения развития личности» (г. Екатеринбург, 19-22 апреля 2016 г.).

5. Жидкова Н. С. – диплом 1 степени за участие в конкурсе «Лучшая научная работа» в рамках Международной научно-практической конференции «Достижения современной науки» (г. София, Болгария, 7 октября 2016 г.).

6. Колмыкова А. В. – диплом победителя в номинации «Психологические и медицинские науки» во Всероссийском конкурсе «Лучшая молодежная научная статья – 2017» (Киров – Челябинск, 31 мая 2017 г.).

7. Мошко А. В. – 3 место во Всероссийском конкурсе научных работ студентов, магистрантов, аспирантов в области психологии (г. Саранск, 08 апреля 2017 г.).

8. Доброходова Т. И., Жидкова Н. С., Камаева Ж. М. – 2 место в I этапе Всероссийских соревнований «Человеческий фактор» (2017 г.).

9. Баранова С. Г., Плашенкова О. В., Филиппова Н. Ю. – 1 место в I этапе Всероссийских соревнований «Человеческий фактор» (2018 г.).

10. Андронова К. С., Массерова М. А., Чиркина Д. В., Шлаева А. Н., Юленкова В. В. – победа в командном первенстве во Всероссийском этапе ВСО по направлению подготовки «Психология» (г. Пенза, ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет», 19-21 февраля 2018 г.).

11. Лобанова Н. А. – 3 место в индивидуальном зачете во Всероссийской олимпиаде по психологии «Путешествие к вершине», посвященной 110-летию со дня рождения А. Маслоу (г. Волгоград, ФГАОУ ВО «Волгоградский государственный университет», 18-20 апреля 2018 г.).

12. Андронова К. С., Лобанова Н. А., Массерова М. А., Шлаева А. Н., Юленкова В. В. – победа в номинации «Лучшее научное обоснование проекта» во Всероссийской олимпиаде по психологии «Путешествие к вершине», посвященной 110-летию со дня рождения А. Маслоу (г. Волгоград, ФГАОУ ВО «Волгоградский государственный университет», 18-20 апреля 2018 г.).

 

В ноябре 2018 г. у кафедры специальной и прикладной психологии МГПИ – юбилей! Мы гордимся своими сотрудниками, которые за 20 лет существования кафедры внесли неоценимый вклад в психологическую науку и подготовку высококвалифицированных кадров не только для Республики Мордовия, но и других регионов и областей России и ближнего зарубежья!